Главная | Регистрация | Вход | RSS Вторник, 24.12.2024, 19:10

Официальный сайт

ШКОЛЫ №820

Меню сайта
Регистрация
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счётчики
Яндекс.Метрика

Информация для учителей

Информация для учителей

Стратегии работы с разными группами учащихся при подготовке к экзаменам


Психологические рекомендации
 

Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д.
В одной из книг, посвященных психологической подготовке к ЕГЭ, авторы постарались выделить те группы детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче единого государственного экзамена, и предложили некоторые возможные пути оказания поддержки этим детям. Далее вы можете познакомиться с их предложениями.
 
Тревожные ученики.

Краткая психологическая характеристика.
Учебный процесс для этой группы учеников всегда сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Особую тревогу у них вызывает проверка знаний в любом виде (КР, тесты, диктанты и др.). Эти ученики часто перепроверяют уже сделанное, исправляют написанное, при чем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они пристально наблюдают за реакцией учителя, проверяя, правильно ли он его понял. Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя посмотреть, правильно ли они сделали. Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

 
Основные трудности, возникающие при сдаче ЕГЭ.
Ситуация экзамена очень сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для этой группы детей является отсутствие эмоционального контакта со взрослыми.

 
Стратегии поддержки.
Для тревожных детей очень важно создать ситуацию эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Нельзя нагнетать обстановку, часто напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов, так как зачастую, это приводит только к дезорганизации их мыслительной деятельности, а сильное состояние тревоги не дает возможность мобилизоваться для решения поставленных задач (деструктивный стресс).

Задача учителя – создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты хорошо справился с последней контрольной по физике».
Во время проведения экзамена очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться, тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, те не один». Если ученик обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно, и у тебя все получится».

Неуверенные ученики.

Краткая психологическая характеристика.
Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домашнего задания). Такие дети списывают часто не потому, что не знают ответа, а потому что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные ученики часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

 
Основные трудности.
Неуверенные ученики испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче ЕГЭ подобные дети испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности.

Стратегии поддержки.
На этапе подготовки очень важно, чтобы неуверенный ученик получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими учениками необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций («Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить ему выбрать самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь с чего лучше начинать: с простых или сложных заданий?)
Во время экзамена неуверенного ребенка необходимо поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен у тебя все получится, ты обязательно справишься». Если ученик никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь как начать? Как выполнить следующее задание? – и предложить ему альтернативу: «Ты сможешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?»
Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.

 
Ученики, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации.

Краткая психологическая характеристика.
Обычно таких детей характеризуют как невнимательных и рассеянных. Как показывает практика, у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Гораздо чаще невнимательные ученики – это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких учеников часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.

 
Основные трудности.
ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные ученики даже при хорошем уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.

 
Стратегии поддержки.
Психические функции формируются при наличии внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку им это недоступно. Во время экзамена таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас, что делаешь?» Возможно также использование описанных выше внешних опор. Важно, чтобы ученик научился ими пользоваться на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много времени и ил.

Перфекционисты и «отличники»

 
Краткая психологическая характеристика.
Ученики данной категории отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью и исполнительностью. Если они выполняют задание, они стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают должно быть замечено, и получить соответствующую, естественно высокую, оценку. Для таких учеников характерен высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того, чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто справляться с заданием, а делать это блестяще.

Основные трудности.
ЕГЭ для данной категории учеников – этот то самый случай, когда верной оказывается половица «Лучшее – враг хорошего». Им бывает недостаточно выполнить минимально необходимый набор заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них – это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

 
Стратегии поддержки.
На этапе подготовки очень важно помочь таким ученикам скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной отметки порой нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения, и не нужно будет делать все подряд. Во время экзамена перфекционисту нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее. Перфекционисту необходимо давать советы и рекомендации, тактично вмешиваться в его планы, если педагог чувствует, что ученик неоптимально организует свою работу.

Астеничные ученики

 
Краткая психологическая характеристика.
Основная характеристика астеничных детей – высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.

 
Основные трудности.
ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновение ощущения усталости.

 
Стратегии поддержки.
При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ученик не сможет соответствовать: «Некоторые занимаются с утра до вечера, а ты не успел сесть - уже устал». Астеник не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит порекомендовать получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или лекарственных препаратов. Во время экзамена астеникам требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше иметь несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и т.п.)

Доп. меню
Архив
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Поиск Yandex

Copyright MyCorp © 2024
Школа № 820
125362, Россия, город Москва,Тушинская улица, д. 7
ГОУ СОШ № 820
+7 (495) 491-76-33
//shkola820.ucoz.ru sch820@rcsz.ru