Основные направления работы школьного психолога
Работа психолога в школе строится по нескольким направлениям - это психологическая диагностика, коррекционная работа, консультирование родителей и учителей, психологическая профилактика и просвещение, участие в педсоветах и родительских собраниях, участие в наборе первоклассников.
Психологическая диагностика - это проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика может проводиться по запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психологом подбирается методика, направленная на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка (группы учащихся). Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса. На основе полученных данных психолог строит дальнейшую работу: выделяет учащихся так называемой "группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготавливает рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.
Коррекционные занятия бывают индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Коррекционные занятия направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся. Психологом используются уже существующие программы занятий, а также разрабатываются самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания - в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.
Консультирование родителей и учителей осуществляется по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.
Психологическое просвещение знакомство учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
Кроме того, психолог участвует в принятии решения о возможности обучения данного ребенка по конкретной программе, о переводе учащегося из класса в класс, о возможности "перешагивания” ребенка через класс (например, очень способного или подготовленного ученика могут перевести из первого класса сразу в третий).
Одной из задач психолога является работа с будущими первоклассниками, проведение той части собеседования, которая касается психологических аспектов готовности ребенка к школе (уровень развития произвольности, наличие мотивации учения, уровень развития мышления). Психолог также дает рекомендации родителям будущих первоклассников.
В некоторых ситуациях, если ребёнку необходима помощь специалиста иного профиля, отличного от школьного психолога, то в этом случае психолог в школе может помочь Вам в выборе и направить к необходимому специалисту. Так, например, школой № 820 заключен договор о сотрудничестве с Центром психолого-медико-социального сопровождения «Мир», Центром «Митино».