«Скоро в школу»
Вопрос готовности ребенка к обучению в школе в свое время актуален для каждого родителя. О готовности к школе написано много статей, где педагоги, физиологи и психологи приводят основные критерии школьной зрелости. Подводя итог всему сказанному и написанному, можно сделать вывод, что для успешного освоения учебной программы и выполнения школьных обязанностей к моменту поступления в школу ребенок должен достичь определенного уровня физического и психического развития. Будущему первокласснику необходим такой уровень развития психики, который бы обеспечил его:
1. мотивационную готовность (когда ребенок осознанно проявляет интерес к школе);
2. психологическую готовность, предполагающую умение ребенка сосредоточиться на задании, подчиняться правилу, планировать и контролировать свои действия, тормозить двигательную активность во время урока;
3. коммуникативную готовность – умение строить отношения с учителем и одноклассниками. От того умеет ли ребенок общаться со взрослыми и сверстниками будет зависеть и его успеваемость, и мотивация учения. Восприятие первоклассником учительницы как своей мамы или воспитательницы в детском саду ведет к непониманию своей новой социальной роли. Также я бы хотела обратить внимание родителей, что у таких детей трудно формируется ответственность, самостоятельность. Дети или не восприимчивы к замечаниям и объяснениям учителя, или очень ранимы. Непонимание социальной роли является препятствием для ребенка в восприятии смысла вопросов и действий учителя. Поэтому дети не могут адекватно решать поставленные учебные задачи.
Учебная деятельность также требует, чтобы у ребенка был определенный запас знаний об окружающем мире, сформированы элементарные понятия, это в свою очередь определяет уровень «педагогической» готовности к обучению. Опыт общения с родителями будущих первоклассников позволил мне сделать вывод, что некоторые родители путают педагогическую и психологическую готовность. Ребенок может писать, читать, считать (педагогическая готовность), но психологически быть не готовым к обучению в школе. Из этого вовсе не следует, что дошкольника не следует этому обучать. Просто родителям нужно быть готовым к тому, что у их умеющего читать, писать и считать ребенка могут возникнуть проблемы в ходе обучения. Тем более, что раньше все эти знания и умения были включены в игровую деятельность, а в школе ребенок сталкивается с принципиально иной – учебной деятельностью, требующей от него иных механизмов умственной работы.
И в завершении хотелось бы дать родителям будущих первоклассников несколько рекомендаций.
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.
Предоставьте право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже совсем крошечный успех.
Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
Формируйте у ребенка правильное отношение к оценке. Дело в том, что характер принятия ребенком оценки учителя зависит от степени сформированности у него самооценки. При завышенной самооценке ребенок может заплакать из-за четверки, при заниженной - быть счастливым и при получении тройки. При адекватной самооценке ребенок, как правило, спокойно реагирует на справедливо поставленную оценку. Ребенок должен понимать, что учитель оценивает не его личность, а лишь результаты его работы.
Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
Психолог ГОУ СОШ №820 Щеблыкина Р.И.